Закон об осаго первое чтение декабрь 2017
Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 448-ФЗ “О внесении изменений в статьи 11.1 и 12 Федерального закона “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” (с изменениями и дополнениями)
Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 448-ФЗ
“О внесении изменений в статьи 11.1 и 12 Федерального закона “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”
С изменениями и дополнениями от:
Принят Государственной Думой 21 декабря 2017 года
Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2017 года
Президент Российской Федерации
29 декабря 2017 года
Скорректирован Закон об ОСАГО.
В случае оформления документов о ДТП без участия сотрудников полиции размер страхового возмещения, причитающегося потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его ТС, не может превышать 50 тыс. руб. Данную сумму решено увеличить до 100 тыс. руб. Речь идет о случаях отсутствия у участников ДТП разногласий относительно его обстоятельств.
Для получения возмещения в пределах 100 тыс. руб. при наличии разногласий данные об обстоятельствах причинения вреда должны быть зафиксированы его участниками и переданы в АИС ОСАГО.
Также данные об обстоятельствах причинения вреда должны быть зафиксированы и переданы в АИС ОСАГО в случае отсутствия разногласий по ДТП, произошедшим на территориях Москвы, Санкт-Петербурга, Московской, Ленинградской областей, для получения возмещения в пределах страховой суммы в размере 400 тыс. руб.
Указано, что с 01.10.2019 обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением ТС в результате ДТП, характер и перечень видимых повреждений ТС должны быть зафиксированы в извещении о ДТП.
Поправки вступают в силу с 01.06.2018, за исключением положений, для которых установлен иной срок вступления их в силу.
Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 448-ФЗ “О внесении изменений в статьи 11.1 и 12 Федерального закона “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июня 2018 г.
Текст Федерального закона опубликован на “Официальном интернет-портале правовой информации” (www.pravo.gov.ru) 29 декабря 2017 г., в “Российской газете” от 31 декабря 2017 г. N 297с (специальный выпуск), в Собрании законодательства Российской Федерации от 1 января 2018 г. N 1 (часть I) ст. 32
История рассмотрения и принятия Федерального закона
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон об ОСАГО: изменения в 2017 году
- Легковые автомобили
- Легковые такси
- Маршрутные автобусы
- Автобусы Автобусы > 16 мест
- Грузовые авто Грузовые авто > 16 тонн
- Тракторы и строит. техника
- Мотоциклы
- Троллейбусы
- Трамваи
- Сначала выберите марку
С 1.01.2017 официальный статус приобрела новая редакция закона «Об ОСАГО». Правками предусмотрено несколько нововведений для водителей и страховщиков. Сравнение действующей редакции ФЗ и информация о новых правках приведена в этом материале.
Изменения в ФЗ «Об ОСАГО» в 2017 году
Регрессное право истребования страховой
Ст. 14 закона «Об ОСАГО» предусматривается право истребования суммы страховой компенсации со стороны, причинившей вред по итогам расследования причин аварии. Так, страховые фирмы получили право истребования суммы назначенной выплаты на тот случай, когда клиентом в электронной форме были даны сведения, которые повлекли сокращение суммы премии страховщику (пп. «к» п. 1 ст. 14). П. 7.2 предусматривает право взыскания всей суммы со страхователя, которая была неосновательно получена в результате искажения данных о предмете страхования.
Система электронного документооборота
П. 4 ст. 15 закона «Об ОСАГО» предусматривает правила для электронного обмена сведениями между страховщиком, ведомственными и другими организациями. Компании получили право на обмен сведениями, которые указаны в таких бумагах:
- В паспорте или другом документе, который предоставило физическое лицо для оформления соглашения с гарантом;
- В свидетельстве регистрации юридического лица в ситуации, когда соглашение о страховании было заключено юр. лицом;
- В ПТС, свидетельстве регистрации авто и иных бумагах с указанием технической информации об автомобиле;
- В водительских правах;
- В карточке диагностики (информация может быть использована в случаях, допускаемых пп. «е» п. 3 ст. 15).
В действующей редакции второй абзац п. 7 ст. 15 закона «Об ОСАГО», который содержал положения об электронном оформлении соглашения, утратил свою силу. П. 7.2. ст. 15 предусматривает допустимость оформления документа гарантирования в электронном формате на бланке строгой отчетности с возможностью бесплатного истребования в офисе гаранта или отправкой оплаченного полиса по почте.
С 2017 года действует положение, согласно которому заключить соглашение в электронном виде можно при соблюдении таких требований:
- Наличии волеизъявления любого лица;
- Данное соглашение должно быть подготовлено с учетом стандартов, предусмотренных ФЗ-215 о противодействии отмыванию доходов.
Получить доступ к дистанционному оформлению полиса страхования можно не только с применением общей системы верификации, но и с использованием учетных данных, предоставленных официальному порталу профсоюза страховщиков (п. 7.2 ст. 15).
Изменения для профсоюзов страховщиков
Профессиональные объединения страховщиков получили право истребования со страховых организаций компенсационных сумм после истечения срока, отведенного на закрытие реестра с требованиями кредиторов. Объем этих сумм регулирует ФЗ-127, определяющий порядок признания банкротства.
В связи с этим внесены изменения в п.2 и п.3 ст.20 действующей редакции закона «Об ОСАГО». Фирмы и их профсоюзы обязаны:
— Обеспечить бесперебойную работы своих официальных порталов;
— Принимать меры для исключения неоказания или некачественного оказания услуг по электронному получению полисов страхования;
— Информировать Банк России о сбоях в работе своих ресурсов, неполадках во внутренних и внешних сервисах, которые препятствуют оказанию услуг страхования в электронном формате.
Профсоюзами страховщиков принимаются внутренние регламенты для достижения целей, указанных выше.
Некоторые автовладельцы ждали поправок в закон «Об ОСАГО», для кого-то положения действующей редакции были невыгодными, тем не менее, новая приобрела силу.
С 28.04.2017 вступили новые правки в закон «Об ОСАГО».
Терминология
- — В действующей редакции модифицировано понятие соглашения о страхования персональной ответственности. Абзац 8 ст. 1 закона «Об ОСАГО» устанавливает порядок компенсации вреда в форме денежной выплаты или проведения ремонтных работ.
- — Если ранее СТО для организации работ выбиралась по согласованию с компанией, то теперь она будет выбираться в соответствии с положениями закона «Об ОСАГО».
- — Введено новое понятие в действующую редакцию – «договор об организации восстановительного ремонта». Он подлежит подписанию между гарантом и СТО. По нему СТО проводит капитальный ремонт, оплата производится за счет гаранта.
Правила обязательной страховки
В новой редакции закона «Об ОСАГО» от 2017 года содержится несколько дополнительных правил. В частности, правилами для проведения капитальных ремонтных работ предусматривается установление требований. В случае обнаружения дефектов капитального ремонта претензионный порядок между клиентом, гарантом и СТО регулируется пп. «е» п. 2 ст. 5.
Изменения в денежных компенсациях и проведении ремонтных работ
Страховщиком в 2017 году будут назначены денежные выплаты или определены восстановительные работы в таких ситуациях:
- Вред, причиненный транспорту, который принадлежит собственнику и зарегистрирован в РФ может быть возмещен в виде определения денежной выплаты или оплаты требуемых работ во всех ситуациях, за исключением тех, которые приведены в п. 16.1 ст. 12 закона «Об ОСАГО». Ремонт может быть организован на базе СТО, которая соответствует нормам обязательного страхования и организации капитальных работ в отношении определенного лица. Провести ремонт может СТО, которая не соответствует приведенным стандартам, при согласии пострадавшей стороны;
- Ремонт может быть заказан на СТО, с которой гарантом заключено соглашение об организации восстановительных работ (при согласии сторон).
В 2017 году денежная выплата будет осуществлена в обязательном порядке:
- При полной утрате ТС или смерти пострадавшего;
- При наступлении страхового случая и получении тяжелой или средней степени вреда здоровью (пострадавшей стороной должно быть подготовлено заявление со ссылкой на выплату страховой компенсации именно в денежном эквиваленте);
- Если пострадавшая сторона имеет инвалидность (назначение выплаты осуществляется по письменному требованию потерпевшего).
Если в итоге аварии вред будет причинен другим ТС, возмещение ущерба может быть компенсировано путем оплаты ремонтных работ или назначения денежной выплаты – по требованию пострадавшего (п. 15 ст. 12 закона «Об ОСАГО»).
Нарушения, которые были допущены страховщиком при проведении капитального ремонта, могут быть выявлены Банком России в рамках осуществления надзорной деятельности. Банком России могут быть приняты санкции в отношении недобросовестных компаний, указанные в п. 17.1 ст. 12 закона «Об ОСАГО». При несоблюдении сроков организации ремонта, назначения денежных выплат и подготовки направления на восстановительный ремонт компанию ждет ответственность, предусмотренная п. 21 ст. 12 закона «Об ОСАГО».
Договор ОСАГО для владельцев ТС
В ст. 15 закона «ОБ ОСАГО» включен новый п. 3.1. Им предусматривается, что при подписании соглашения о страховании клиент имеет право включить наименование СТО, которая соответствует стандартам организации капитальных работ, входит в список гаранта или должна быть назначена для организации восстановительных работ при наступлении страхового случая.
Формы документов
Формы запросов о назначении страховой компенсации, извещений об авариях будут приниматься Банком России. Данные новшества были включены в несколько статей закона «Об ОСАГО» с целью единообразования.
Правки, которые приобрели силу с 25.09.2017
Ст. 14.1 закона «Об ОСАГО» претерпела изменения в 2017 году и теперь содержит новый порядок возмещения вреда. Ранее пострадавшая сторона могла явиться в страховую фирму виновника ДТП с заявлением о возмещении вреда при соблюдении таких условий:
- В результате аварии пострадали только ТС, участниками ДТП стали лица, застраховавшие гражданскую ответственность;
- В ДТП попали только два ТС, владельцы которых застраховали свою ответственность.
Основные правила прямого возмещения остались прежними, однако теперь добавлена поправка, согласно которой получить прямое возмещение могут участники ДТП (столкновения) — два и более ТС, которые принадлежат владельцам, застраховавшим свою ответственность.
Все внесенные изменения — это еще одно доказательство, что государство стремится совершенствовать законодательную базу рынка страхования транспортных средств.
Закон об осаго первое чтение декабрь 2017
Дума приняла во втором чтении поправки к закону об ОСАГО о приоритете натурального возмещения. Финальное чтение поправок состоится 17 марта. Обязательный ремонт заработает через 30 дней после принятия закона только по новым договорам. Инфраструктура для него готова, убежден председатель думского комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков: практически все страховщики уже заключили договоры с сотнями и даже тысячами станций техобслуживания.
Ремонт автомобиля по ОСАГО будет осуществляться без учета износа, детали, бывшие в употреблении, использовать запрещается. Ремонтировать автомобиль можно на автосервисе из предоставленного страховщиком списка либо на выбранном самостоятельно и согласованном со страховщиком. Путь до СТО должен составлять не более 50 км от места аварии или места жительства гражданина – кроме случаев, когда страховщик сам организовал и оплатил перевозку поврежденного автомобиля. На ремонт отводится 30 дней, автомобили не старше двух лет должны ремонтироваться у официальных дилеров. Если автомобиль после ДТП разрушен полностью или страховщик не предоставил СТО для качественного ремонта, вместо ремонта полагается денежная выплата.
Не все депутаты согласились с предложенными поправками. Человек должен иметь возможность отремонтировать автомобиль на любой СТО из перечня ЦБ, а не на станции из перечня страховщика, заявил Алексей Куринный из КПРФ — иначе страховщики, стремясь провести ремонт подешевле, будут предлагать только те автосервисы, с которыми у них есть договоренности. Такого реестра сегодня не существует, напомнил зампред ЦБ Владимир Чистюхин, кроме того, страховщики сами заинтересованы в качественном ремонте: иначе ЦБ будет налагать на них штрафы или отстранять от возможности ремонтировать.
Владельцев частного такси — юрлиц и физлиц — нужно освободить от обязанности ремонтировать автомобиль, продолжил Куринный: ведь это основное их средство заработка, они не могут ждать 30 дней, пока страховщик его отремонтирует. Также страховщики должны оплачивать проезд потерпевшего в ДТП до станции техобслуживания — как после аварии, так и когда тот будет забирать отремонтированный автомобиль, считает Куринный, сумма возмещения должна составлять до 10 000 руб. Юрлица не подпадают под действие закона об ОСАГО, а если владелец такси — физлицо, ему все равно не стоит оставлять лазейку для злоупотребления правом, возразил Аксаков, а что касается оплаты проезда — потерпевшие просто станут зарабатывать на этой норме.
В апреле прошлого года президент Владимир Путин в ходе прямой линии поручил правительству и ЦБ к осени придумать, как изменить механизм возмещения ущерба при ДТП, и внедрить в ОСАГО приоритет ремонта, чтобы недобросовестные автоюристы не «тиранили» страховщиков. По оценке Российского союза автостраховщиков, в 2015 г. недобросовестные автоюристы отсудили у страховых компаний около 10 млрд руб., в 2016 г. – около 30 млрд руб.
Минфин и ЦБ не пришли к единому мнению о том, как реформировать ОСАГО, в итоге 14 декабря Дума рассмотрела в первом чтении законопроект о приоритете натурального возмещения, внесенный летом Михаилом Емельяновым из «Справедливой России». С того момента законопроект неоднократно претерпевал изменения. Комитет Думы по финансовому рынку предлагал ввести приоритет ремонта не только для новых договоров, но и для ранее заключенных, в ряде регионов, где активность недобросовестных автоюристов приводила к критическим показателям убыточности автогражданки. Но от этого варианта отказались: реформа коснется только новых договоров.
Источники:
http://base.garant.ru/71848710/
http://osago-online-kalkulyator.ru/zakon-ob-osago-2017/
http://www.vedomosti.ru/finance/articles/2017/03/15/681261-zakonoproekt