Нива 2131 ремонт маятника ремкомплект
Замена маятникового рычага
Маятниковый рычаг, или просто маятник, – узел в рулевом управление достаточно уязвимый, и менять его приходится часто. О том, как самостоятельно заменить маятник – наш сегодняшний рассказ .
Причины недолгой ходимости маятникового рычага прозаичны — это дань родословной. При проектировании Нивы максимальное число умов и агрегатов было взято от легкой малолитражки ВАЗ-2106. В результате оригинальная передняя подвеска Нивы с мощной балкой и кованными рычагами на неубиваемых сайлент-блоках, с усиленным ступичным узлом, оказалась скрещен с рулевым управлением фиата-124, прототипа ВАЗ-2101-06. От этого авто Ниве достались (с поправкой на разницу в колее) все рулевые тяги, шарниры и рулевой механизм е маятаиковым рычагом Как следствие, детали рулевого управления оказались подвержены значительным перегрузкам. Опыт экстремальной эксплуатации редакционных Нив показал, что меньше других узлов рулевого управления живет маятниковый рычаг. На него передаются удары от неровностей дороги, усиливаемые значительно большими, чем у классики, колесами.
Основные неисправности: изгиб собственно рычага (сошки) и износ резиновых втулок или подшипников (в зависимости от типа маятника), вызывающий люфт оси рычага. Езда с изогнутым рычагом приводит к быстрому неравномерному износу передних шин по причине изменения углов установки колес.
Если Ниву «уводит» с траектории, а колеса смотрят в разные стороны, внимательно осмотрите рычаг. Следует хорошо представлять его правильную форму. На ВАЗ-2121 рычаг имеет характерную ступеньку между отверстиями под рулевые пальцы (см. фото справа). На BA3-21213 ступеньки нет, и отверстия находятся практически в одной плоскости. Внимание: рычаги невзаимозаменяемы! на исправных рычагах оси пальцев параллельны. Если пальцы как бы перекрещиваются — рычаг погнулся и подлежит замене.
Какой купить рычаг? В продаже имеются рычаги на резиновых конусных втулках и на подшипниках. Подшипники теоретически снижают усилие на рулевом колесе. Но на практике сколь-нибудь существенной разницы не обнаруживается. Явный недостаток подшипникового рычага — его подшипник может выйти из строя при резком ударе по корпусу. Маятнику на втулках такие удары не страшны. Кроме того, он поддается восстановительному ремонту — замене изношенных втулок
Если Вы купили маятник на втулках, воспользуйтесь его разборной конструкцией. Вытащите шплинт, отвинтите гайку и извлеките рычаг вместе с осью из силуминового корпуса (см фото внизу). «Высаженные» поверхности оси (большего диаметра) под резиновые втулки обработаны резцом и, как правило, не шлифуются на заводе. Втулки в гаком рычаге будут быстро «съедены» шершавой осью. Отполируйте поверхность мелкой шкуркой, смажьте ось литолом и соберите рычаг. Этим Вы продлите жизнь узла.
Замена маягникого рычага
1. Установите машину на надежный домкрат (фото 1) и снимите правое переднее колесо
2. Расшплинтуйте и отверните гайки средней и боковой рулевых тяг. Инструмент — головка на 22 с карданчиком и удлинителем (фото 3-4).
Для удобства можно предварительно демонтировать корпус воздушного фильтра, сняв его крышку и открутив с длинных шпилек карбюратора четыре гайки ключом на 8 (фото 2). Это облегчит доступ к маятнику сверху.
3. Отсоедините от маятника рулевые тяги.
Для выпрссовки пальцев рулевых тяг можно, конечно, воспользоваться специальным съёмником с многоцифорным обозначением, но нам полюбился более быстрый способ. Пальцы выбиваются при помощи молотка на 800-1000 г. и выколотки длиной 50-60 см. и диаметром 20-30 мм, которую легко изготовить из стального прутка (фото 5).
Главное, чтобы удар был направлен вдоль оси пальцев рулевых тяг. Возможное повреждение первых витков резьбы на них легко устранить треугольным напильником (фото 8).
Действуя таким образом, Вы сэкономите массу времени.
4. Зафиксировав рожковым ключом на 17 гайки на корпусе маятника (фото 6), при помощи торцевой головки и удлинителя отверните два болта крепления маятника к лонжерону.
5. Снимите старый маятниковый рычаг и поставьте на его место новый. Сборку проводите в обратном порядке (фото 9-10).
Дуя облегчения последующих ремонтов рекомендуем все резьбовые соединения промазать графитовой смазкой. Если случай не запущенный, то регулировки схода-развала не потребуется.
Теперь Ваш маятник будет качаться только туда, куда ему положено. А Ваша Нива послушна и покладиста на радость хозяину. Удачных ремонтов!
Затраты времени при замене рычага:
Инструмент и оборудование:
домкрат, баллонный ключ (желательно «крест»), ключи и головки на 8, 10, 17, 22, удлинитель с карданчиком, молоток, треугольный напильник, пассатижи, выколотка
Видео
Рычаг маятниковый
Рег.: 07.10.2008
Сообщений: 37
Откуда: Череповец
Возраст: 47
Авто: 21213, 2002 г.в.
Проехал 1000 км с новым Гусевским маятником.
Руль ощутимо легче крутить. Авто стало рулиться супер. Но по трассе тяжелее ехать стало – обратная связь выше и в большой колейности и на плохих убитых участках в руки все отдает. Почти как на зубиле стало.
Также приходиться крепче держать руль при проезде крупных неровностей, при заезде на бордюр. Больше вырывает.
Правда кроме маятника менялось в подвеске:
-рулевой редуктор ,
-аммы по кругу на KYB Excel-G
– все шаровые .
Будем посмотреть сколько проживет. Если до зимы – то нормально.
Рег.: 08.03.2006
Сообщений: 2992
Откуда: Арзамас
Возраст: 51
Авто: ВАЗ 2121(k) 1990г.
Рег.: 20.10.2007
Тем / Сообщений: 7 / 4557
Откуда: Красноярск
Возраст: 37
Авто: ВАЗ-2121 1989, ВАЗ-2121 1979
Вчера купил маятник, говорят, заводской. Т.к. трапеция у меня 21213, то и маятник брал такой же, был выбор между втулочным и подшипниковым. Взял втулочный (сошки на обоих из одинаково говённого металла, с зализанными фрезой заусенцами, как на фото ранее), т.к. подшипниковый уже ставил именно такой, проходил почти год и заколбасило ось. Продавец сказал, что ресурс подшипниковых как раз на год
Посмотрим на втулочный, что он покажет.
Добавлено спустя 15 минут 34 секунды:
Да, господа, если кому нужны обрезки фасада Краспан (два листа алюминия, между ними пластик, общая толщина где-то 4 мм) розового цвета , то я знаю где На госунивере за общагами есть обрезки, листы длиной метр-полтора, шириной сантиметров 30-40.
Печку хочу из этого колхозить.
Рег.: 28.10.2008
Тем / Сообщений: 2 / 354
Откуда: Новосибирск
Возраст: 46
Авто: 21214 2003
Рег.: 16.01.2009
Тем / Сообщений: 1 / 12
Откуда: Уфа
Возраст: 31
Авто: 21213, 1995г., карб, цвет “сафари”
Оторвал уши крепления маятника от основания, доехал до дома 200 км, рулится стало замето легче :lol:!
Ходил по магазинам, искал на втулках, но чет все продавцы на меня смотрели как на идиота, мол втулки – прошлый век и все такое. В ладье откапали один, без коробки, без идентификационных знаков, только на рычаге написано 21213-номер-запчасти. Силуминовый корпус только сомнения вызывает.
Рег.: 09.01.2008
Тем / Сообщений: 4 / 3014
Откуда: Тольятти
Возраст: 44
Авто: 2131 2001г.в.
Рег.: 08.03.2006
Сообщений: 2992
Откуда: Арзамас
Возраст: 51
Авто: ВАЗ 2121(k) 1990г.
Рег.: 22.04.2009
Сообщений: 206
Откуда: Мытищи
Возраст: 45
Авто: была 2121, 92 г.в.,щас 214, 2002
Рег.: 16.01.2009
Тем / Сообщений: 1 / 12
Откуда: Уфа
Возраст: 31
Авто: 21213, 1995г., карб, цвет “сафари”
Рег.: 29.02.2008
Тем / Сообщений: 5 / 327
Откуда: Москва, САО (ВАО)
Возраст: 38
Авто: ВАЗ-21213, 1999г.в., Skoda Felicia 1.6 AEE 1998г.в., GT Avalanche 2.0 (2012), KIA Sportage Grand (2005)
Рег.: 14.08.2007
Сообщений: 381
Откуда: Тольятти
Возраст: 38
Авто: ВАЗ2131, 2003
Рег.: 11.08.2009
Сообщений: 44
Откуда: Украина-Запорожская обл.-г.Бердянск
Возраст: 41
Авто: ВАЗ-21214 г.в.2005
Рег.: 01.11.2008
Тем / Сообщений: 1 / 133
Откуда: Пермь-Псков
Возраст: 51
Авто: ВАЗ 21213, 1997; 212140, 2014
Машина 74 тыс. Первая разборка маятникого рычага.
Обнаружил горизонтальный люфт правого колеса. Причем еле заметный я как-то уже ловил примерно 3 тыс. км назад, но не придал этому значение. Теперь люфт был приличным и машина стала себя не адекватно на дороге вести. Проглядел. В основном люфт был в нижней части.
С ходу купил ремкомплект Балаковский рядом с домом – 25 руб. Втулки серого цвета, резина жесковатая. Растянул – налезла.
Разобрал с трудом – сначала верхнюю гайку открутил, ось вниз до конца не ушла как -где-то было написано на 5-6 страницах ветки. Верхняя втулка черная почти совсем развалилась, потеряла свою площадку и резинку.
Соответсвенно откуртить ось от рычага я не смог. Ось проворачивалась. Но гайку сорвал с места. Затем снял корпус, тоже пришлось повозиться. Солидола внутри почти не было, какой-то черный налет. Интересно что при максимальном люфте в нижней втулке развалилась больше верхняя.
Все протер, отковырял налет, собрал втулки в корпус, а обратно он на ось не встает, верхнюю втулку ось выталкивает с резинкой, и не садится до конца. Пришлось снимать с рычага ось.
Держал за фаску на оси рожковым ключем и легко свинтил гайку и вынул ось. Все это проделал не отсоединяя рычаг от рулевых тяг.
Потом опять собрал втулки на корпусе. вставил очищенную и пошкуренную слегка микронкой ось на свое место. Не забыл и салидол.
Возник вопрсо до какой степени затягивать гайку со шплинтом. Сделал на глазок примерно как было, придерживая плоскогубцами за нижний конец.
Корпус с осью на место. Снизу наживил рычаг. Гайку со шплинтом застопорил рожковым ключем. Снизу торцевым затянул гайку.
Переживаю – не перетянул ли? Могут и втулки лопнуть. Резиновые уплотнители не выпучились, хотя, как мне помнится, на новой ниве верхний уплотнитель аккуратненько так выпучивался как на сайлетблоке.
Еще дотягивать? Как в мануале не проверишь, т.к. собирал я блок на машине, а не отдельно. рычаг так и оставался на тягах.
Рег.: 06.02.2007
Тем / Сообщений: 1 / 906
Откуда: г.Улан-Удэ
Возраст: 42
Авто: 2121-1986, презренный пруль Тойота Vista 1998 г/в SV-41, 3S-FE, @X.
Ремонт нивы 2131 своими руками
Руководство по ремонту Нива ВАЗ 21213, 21214, 2131 LADA 4×4 (Лада 4х4)
На рубеже второго и третьего тысячелетий, было принято подводить итоги, определять наиболее значимые события уходящего века. Одним из таких событий стало бурное развитие автомобиля. Появившись в конце XIX и оставаясь в начале века нынешнего экзотической диковинкой, сегодня автомобиль вошел в нашу жизнь на правах необходимой вещи и лучшего друга. По всему миру колесят десятки миллионов автомобилей сотен названий и моделей. Газеты и журналы проводят опросы по определению лучшего автомобиля столетия. В извечном споре «какой автомобиль лучше» мы отдаем свои голоса в пользу российской Нивы, машины уникальной и передовой одновременно. И сейчас остается непонятным, как создателям Нивы удалось объединить в одном изделии столько положительных качеств одновременно. Это и невиданный доселе для внедорожника комфорт, исключительно высокие показатели динамики и максимальной скорости. И конечно же — отменная проходимость. Впервые создатели внедорожника отказались от классической рамы, сделав ее, как сейчас говорят, интегрированной, а по сути постро или внедорожник на несущем кузове. Нива по явилась в 1977 году и начала завоевывать мир. Два десятилетия передовые производители внедорожных машин боролись с победоносным наступлением Нивы на мировые рынки. Это противостояние закончилось тем, что лидеры джипостроения создали свои модели аналогичной схемы. Среди них — такие признанные ныне законодатели мод, как Ленд Ровер и Митсубиси.
В силу причин и обстоятельств, растет число автолюбителей, отдающих предпочтение машинам колесной формулы 4×4. Большинство из них делают выбор в пользу одной из моделей Нив. Вы сделали правильный выбор! На чем основывается наше утверждение? На опыте разноплановой, подчас экстремальной, но самое главное — ежедневной эксплуатации автомобиля Нива. Нами накоплен уникальный опыт и получены данные по ресурсам всех до единого узлов и агрегатов этой машины. Наши Нивы прошли испытания не на новейшем диагностическом стенде и не на ис куственном полигоне — они прошли испытание самой жизнью. Сумасшедшей жизнью современного активного горожанина, переживающего рубеж тысячелетий в расцвете сил и полного творческих планов и надежд. Этот сайт — не только руководство по ремонту и не только сборник полезных советов, хотя в нем Вы найдете и то и другое. Свою задачу мы также видим в том, чтобы показать, насколько интереснее, разнообразнее и насыщеннее делает нашу жизнь дружба с Нивой — наиболее удачным и гармоничным автомобилем столетия, пре восходным легким внедорожником, удивительным образом сочетающим в себе проходимость и комфорт, надежность и ремонтопригодность, эстетическую привлекательность и доступную цену. Более того, обладание Нивой сделает для Вас доступнее и ближе автоспорт, позволит испытать себя в такой драматичной и бескомпромиссной его ветви, как ралли-рейды. Вспомним — самые первые соревновашы бензиновых экипажей по сути своей были близки к современным ралли-рейдам. В экстремальных условиях таких состязаний — испытаний выявляются достоинства и недостатки как человека, так и техники. В собранных на сайте статьях мы откроем притягательный мир путешествий по самым затаенным и потому особенно прекрасным утолкам Земли и на шей Родины.
Мы поденимся с Вами премудростями ремонта, ухода и обслуживания Нивы своими руками. На страницах сайта lada-niva.ru мы расскажем о том, как и без того великолепные характеристики Нивы сделать еще лучше. Чудо-автомобиль, родившийся в 1977 году и успевший покорить мир, в последние годы получил новое воплощение в виде новых моделей. Об этом и о последних новостях с места рождения Нивы — Волжского автозавода — мы, по возможности, расскажеи на страницах этого сайта. Удачи на дорогах и вне дорог, друзья!
Общая техническая характеристика для 3-х дверной модели
1,7 л. 8-кл. (Евро-3)
Источники:
http://lada-niva.ru/niva/mayatnikovyi-rychag.html
http://www.niva4x4.ru/p/cp2KTdt8RXa17c1lcWzfdA
http://remont-torpedo.ru/remont/remont-nivy-2131-svoimi-rukami.html